Учителя Ижемской школы

Учителя Ижемской школы

Учителя Ижемской школы

Учителя Ижемской школы

Учителя Ижемской школы

 
  
 
 
 
  
 
  
 
  
   
  
 


























































































 

Становление и развитие школы 

В 1984 году широко отмечалось 150-летие со дня основания Ижемской школы. К этому событию был издан буклет, в котором краевед Н.К. Хатанзейский повествует о годах становления школы.   Никон Кондратьевич работает над кни­гой «Ижма». В 2007 году село отметило 440 лет со дня основания. В одной из глав книги отражено становление Ижемской школы.

В 1828 году состоятельный крестьянин из Ижемской слободки Прокопий Ануфриев на свои средства от­крыл приходскую школу, явившу­юся первым сельским училищем в Коми крае. За три года он обу­чил чтению и письму 40 крестьянских детей. В письме на имя архангельского гу­бернатора он просил разрешить посе­щать школу некоторому числу ненецких детей, крещенных в православную веру. 21 января 1834 года колокольный звон возвестил об открытии государ­ственного училища. За парты сели 11 учеников. За большой вклад в разви­тие грамотности среди местного насе­ления волостной голова Иван Вокуев удостоился золотой, а крестьянин Про­копий Ануфриев - серебряной медали. Бытует мнение, что до 1917 года в ижемских селах гра­мотных людей можно было сосчитать по пальцам. Однако, судя по материалам экспедиции доктора СВ. Мартынова, проводившей подворное обследование в ряде ижемских сел, грамоту знает «большинство мужско­го населения, а молодое поколение почти все грамотно».

Имена многих народных учителей вошли в историю края. Егор Ильич Филиппов в 1884 году с отличием окончил полный курс Ижемского двухклассового училища, а затем Тотемскую учительскую семинарию. «Он преподавал нам математику и умственный труд, - вспоминал Василий Иванович Терентьев, принимавший активное участие в развитии экономики и культуры в Ижмо-Печорском уезде. - Он не толь­ко давал хорошие знания, но и при­вивал нам, своим ученикам, навык мыслить. За активный педагогический труд учитель награжден медалями «За усердие» (1902 г.) и «За труды на ниве народного образования» (1907 г.). В 1905 году Филиппов принял участие в съезде учителей Архангельской гу­бернии. В своем выступлении он ра­товал за то, чтобы в селах Печорского уезда было больше школ Министер­ства народного образования.

Почетный гражданин села Ижма Лазарь Михайлович Артеев с глубокой признательностью поведал об Афиногене Алексеевиче Терентьеве, которого считал истинным сеятелем на ниве просвещения: «На свою скром­ную зарплату он выписывал книги, охотно давал их читать всем желаю­щим. Учитель увлекался рисованием, дарил нам цветные карандаши, бума­гу, которые он также покупал на свои деньги. Помню я его рассказы о вели­ких людях России.

После окончания гражданской войны началась перестройка школьной системы. Школа переходила к обучению на родном языке, которое облегчало и ускоряло усвоение знаний учениками. Принима­лись меры, направленные на прибли­жение школьного обучения к жизни. Учащиеся трудились на пришкольном участке, а с организацией колхоза по­могали ему убирать урожай. Учителя принимали участие в ликвидации неграмотности среди взрослых».     В 1925 году учительство Ижмо-Печорского уезда избрало делегатом на Первый все­российский съезд Алексея Василь­евича Филиппова. Он был для свое­го времени глубоко интеллигентным, разносторонне развитым человеком. В нардоме при   свете керосиновых ламп он читал стихотворения Горько­го, Пушкина, играл роли во многих по­становках. И в старости сохранил в себе чудесную непосредственность и душевную чистоту. В 1958 году А.В.Фи­липпову, первому в Печорском крае, присвоили звание заслуженного учи­теля школ РСФСР.     В1931 году школа преобразо­вана в семилетнюю. Больше внимания стало уделяться соединению учебы с производственным трудом, патриотическому воспитанию уча­щихся. «Наш учитель Ионикий Василье­вич Филиппов, - вспоминал инвалид войны Филипп Николаевич Канев, - подарил нам несравненное богатство - знание прошлого страны. Он готовил нас к самому ответственному походу, имя которому жизнь. Мы с интересом слушали его рассказы о русских вои­нах, прославивших себя на поле бра­ни. Подвиг прекрасен, когда соверша­ется ради светлых целей. Этому учил он. Учил, словно предвидел, что имен­но нашему поколению придется защи­щать Родину в невиданных ещё сра­жениях. В трудный для Родины час Ионикий Васильевич встал в ряды его защитников и пал на поле боя. В боях с немецкими фашистами погибли учи­теля школы Василий Григорьевич и Трофим Савватьевич Каневы, Ген­надий Михайлович Терентьев, Ни­колай Васильевич Туисов, Васи­лий Иванович Оплеснин. Пали в боях и многие их ученики. 

В годы войны Елизавета Федоровна Никонова вместе с колхозниками выходила на луга, осенью вместе с учениками собирала колосья. Не одна она поступала так, всем учителям было нелегко. До 65 лет Елизавета Федоровна учила детей. Высоко оценен ее самоотверженный труд: она награждена орденом Ленина, звания заслуженного учителя школы Коми АССР.

В послевоенные годы в коллективе учителей большим авторитетом пользовались фронтовики Иван Федорович Ануфриев (позже его назовут главным историком района), Андрей Васильевич Семяшкин, Петр Ионович Нехорошев, впоследствии возглавивший школу-интернат в Мохче.

В 1952 году школа преобразо­вана в среднюю, первым ее директором был фронтовик Кирилл Алексеевич Макаров. Вела уроки в школе и его жена Анна Алек­сеевна, славившаяся своим мастер­ством обучения и воспитания детей. За большой вклад, вложенный в обу­чение и воспитание подрастающего поколения, и активную общественную работу она награждена двумя ордена­ми «Знак Почета», удостоена звания Почетного гражданина села Ижма. В памяти многих учителей, сотен бывших учеников - Станислав Иванович Кирушев, разнообразно одаренный че­ловек. В годы работы директором шко­лы он сумел создать дружный и рабо­тоспособный коллектив учителей и воспитателей. Он был компетентен во всех вопросах, которые касаются шко­лы: и в хозяйственной деятельности, и в педагогике, и в психологии. Дирек­тор много внимания уделял развитию спорта, сам отлично играл в волейбол, баскетбол, настольный теннис, бегал на лыжах. Большим авторитетом пользовалась у учащихся и жена Ста­нислава Ивановича Надежда Ива­новна, тоже учительница. Мне каза­лось порой, что она учила учеников чему-то несравнимо большему, чем история. Иногда, прервав занятие, она начинала говорить, каким должен быть человек, как прекрасно быть настоя­щим человеком. В последние годы пе­ред выходом на пенсию она работала на выборной должности в исполкоме райсовета народных депутатов. Мно­го лет возглавляла школу Вера Дмит­риевна Рочева. Она умело поддер­живала интеллектуальную атмосферу в коллективе, что способствовало бо­лее полному раскрытию педагогичес­кого таланта многих учителей. В.Д. Ро­чева удостоена звания Заслуженного работника Республики Коми.  

Пройдут годы, и обязательно будет написана история школы. В неё войдут и вос­поминания выпускников о школе, о са­мых дорогих учителях, о своих друзь­ях товарищах.

 

Илью Тимофеевича Чупрова его ученики запомнили как энтузиас­та деятельного отношения к жизни, воспитательной работы, активного об­щественника. Будучи заместителем директора по воспитательной работе, в страдную пору он более 20 лет воз­главлял лагерь труда и отдыха на Бедамельских лугах. Каждое лето учащи­еся убирали травы с площади 140 гек­тар. Учитель умело организовывал труд учащихся, а в часы отдыха - спортив­ные состязания, игры, рыбалку... Илья Тимофеевич постоянно избирался де­путатом Ижемского сельсовета.

 

Более сорока лет Петр Ефимович Терентьев преподавал физику и аст­рономию. Он не раз становился лау­реатом республиканских фестивалей, посвященных поиску нового в педа­гогике, в преподавании школьных предметов. В кабинете физики всегда было многолюдно: здесь педагог вме­сте со своими учениками «изобретал» различные приборы для занятий. Уча­щиеся углубляли свои теоретические знания, решали задачи посложней, заинтересовывались формулой, еще вчера казавшейся скучной и сухой. Раз в год собирались учителя физики со всех школ района впитывать опыт лучших преподавателей. П.Е. Теренть­ев удостоен звания заслуженного учи­теля школы Республики Коми.  

Вся жизнь Валерии Трофимов­ны Речевой связана со школой. Она артистично и эмоционально рассказы­вала о писателях, литературу она счи­тала неким компасом, с которым лег­че разобраться в волнующих вопро­сах современной жизни. Педагог при­общила многих своих учеников к ве­ликой русской литературе, считая, что с самого детства человек должен жить среди книг. Валерия Трофимовна не стремилась ограничить самостоятель­ность мальчишек и девушек, изо дня в день добивалась, чтобы эта самосто­ятельность проявлялась в таких де­лах, которые сами по себе вырабаты­вали бы в них чувство ответственнос­ти за свои поступки. В её классе мень­ше всего было озорства, легкомыслия. Ныне ветеран-педагог на пенсии, ча­сто бывает в школе.

 

Передо мной письма (в прозе и стихах), адресованные Валентине Александровне Чупровой, прора­ботавшей в школе 42 года. Её бывшие ученики поздравляют свою любимую учительницу с праздниками, юбилей­ными датами, вспоминают о школьных годах, и письмах они выражают бла­годарность своему педагогу за то, что она воспитала в них вкус к математи­ческим занятиям, приучила вникать в самую сущность вопроса, делать логические выводы, моделировать и обоб­щать. Вспоминают, что для заслужен­ного учителя школы Коми АССР В.А. Чупровой алгебра и геометрия были отнюдь не сухими, а скорее наполнен­ными какой-то своеобразной роман­тикой науками. И свою увлеченность ими, свое творческое отношение к ним она умело передавала ученикам.     Клавдия Александровна Мака­рова - ведущий учитель математики района, ею разработана специальная программа работы с одаренными деть­ми. Её ученики занимают призовые места на районных олимпиадах, па­раллельно с учебой в Ижемской шко­ле обучаются в очно-заочных и заоч­ных лицеях и успешно их заканчива­ют. Клавдия Александровна в соавтор­стве с другими учителями подготови­ла материал по теме «Особенности изучения темы «Степенная, показа­тельная, логарифмическая функция», которая издана республиканским ли­цеем при Коми государственном пе­дагогическом институте. В соавторстве с Э.М. Братенковой ею написано учеб­ное пособие «Задачи со степенями». Клавдия Александровна награждена Почетной грамотой Республики Коми.   Учитель математики Эмилия Михай­ловна Братенкова имеет высшую квалификационную категорию. Она ряд лет плодотворно сотрудничает с Республиканским лицеем-интернатом для одаренных детей из сельской ме­стности при КГПИ. Для лицеистов она написала и издала учебные пособия «Новые встречи с окружностью», «Триго­нометрия». Ее ученики параллельно с учебой в Ижемской школе успешно обучаются в очно-заочном лицее при Московском государственном универ­ситете. Эмилия Михайловна - настав­ник молодых специалистов, принима­ет активное участие в разработке учебной и методической литературы по математике. Э.М. Братенкова на­граждена знаком «Почетный работник общего образования Российской Фе­дерации», признана победителем во Всероссийском конкурсе «Лучшие учи­теля России» в рамках национально­го проекта «Образование».  

Как сотни других учителей началь­ной школы, Галина Ивановна Ануф­риева учила самому необходимому: азбуке, счету. Вместе с ними она учи­ла той активности, той человеческой ответственности, с которой начинает­ся гражданин. Галина Ивановна по­могла каждому своему ученику полю­бить школу, увидеть в ней не казен­ное заведение, а родной дом. Учитель­ница неплохо разбирается в агроно­мии. В обогреваемой теплице, а так­же в домашней оранжерее она из года в год выращивает различные экзоти­ческие культуры. Смотреть, как растут эти растения, приходят дети не только из ее класса. О каждом цветочке она говорит как о живом человеке, разум­ном существе. Ныне Г.И. Ануфриева учит детей в классе коррекции. Дети там в силу своих физических и умственных способ­ностей требуют особого подхода.

 

В памяти учеников надолго оста­нется Тамара Константиновна Со­колова, сорок лет учившая детей в на­чальных классах. Она отдавала детям все свое время, часто бывала у своих учеников дома. Бесценным даром учителя было её умение раскрывать кра­соту простых, будничных дел, она ув­леченно рассказывала об Ижме, о её людях - колхозниках, строителях, ра­ботниках других профессий.      

     Поколение за поколением проходи­ли через школу жители села. Каждый из них мог бы с благодарностью вспом­нить о своем самом дорогом учителе. Мы назвали тех, которые десятилети­ями отдавали свои знания другим. Ра­дует, что их богатый опыт не канул в Лету, а взошел новыми всходами в труде нынешних педагогов, В район­ном Доме культуры на театрализован­ном представлении, посвященном 175-летию школы, была сценка: на по­роге школы ученики с радостью встре­тили своего преподавателя Татьяну Александровну Братенкову. Диалог между ними состоялся на чистейшем английском языке. Обе учительницы английского языка - Татьяна Алексан­дровна Братенкова и Надежда Яков­левна Кирушева - имеют высшую ква­лификационную категорию. На этом представлении немало теплых слов было сказано и в адрес преподавате­ля коми языка Анастасии Ивановны Каневой, сорок два года работавшей в школе и награжденной Почетной гра­мотой Республики Коми. Родители уче­ников преподнесли приветственный адрес и подарок учителю истории Ста­ниславу Васильевичу Филиппову... Осенью 2006 года в Ижемской школе сели за парты 600 учеников, обучают и воспитывают их 57 педаго­гов. (В 2002-2003 учебном году в 39 классах-комплектах обучалось 730 де­тей, работало в школе 60 учителей). Ныне учителя школы имеют больше свободы для творчества, сами со­ставляют учебные планы и выбира­ют темы для классных часов.                             Учите­ля Георгий Николаевич Артеев, Татьяна Александровна Братен­кова, Татьяна Ивановна Канева, Нина Владимировна Кунгина, Елена Георгиевна Пудкова, Чегодаева Александра Леонидовна, Братенкова Эмилия Михайловна, Кирушева Надежда Яковлевна,  Валентина Андреевна Бучнева,  Валентина Ильинична Дашук награждены значком «Почетный работник общего образования России», семь учителей удостоены звания От­личника народного образования.

 

Директор Елена Георгиевна Пудкова горда тем, что закончившие Ижемскую школу юноши и девушки при поступлении в высшие учебные заве­дения успешно конкурируют с выпуск­никами городских школ. Из 66 ижемских выпускников 2006 года сорок че­ловек поступили в высшие, 24 - в сред­ние учебные заведения.

Школа работает по плану средних общеобразова­тельных школ с русским (неродным) языком обучения. С марта 2006 года школа определена как опорно-методическая площадка при Коми республиканском институте раз­вития образования по направлению «Профильное обучение».