Светлой дорогой знаний
 
  
Ижемская школа — первое учебное заведение во всем обширном Печорском крае. Поколение за поколением ижемцев проходили через нee. В школе работало и сейчас работает много учителей, истинных мастеров обучении и воспитания, показывающих подрастающему поколению образцы самоотверженности, совестливости и долга.
В начале XIX века слободка Ижма становится торговым центром на северо-востоке. Сюда на ярмарку съезжались купцы, из Ярославля и Архангельска, Вологды и Москвы, Мезени и Пинеги. Покупали они пушнину, печорскую семгу, изделия из меха, замшу. В начале сороковых годов в Ижемской волости в 55 ку­старных мастерских выделывали замшу. Быстрое разви­тие промыслов и торговли требовало наличия грамотных людей, умеющих писать и считать. Жители слободки не только понимали требо­вание века о необходимости обучения грамоте крестьян­ских детей, но и старались осуществить это на практи­ке.
 Крестьянин Прокопий Ануфриев в прошении на имя архангельского гражданского губернатора писал: «В 1827 году я изъявил же­лание для просвещения зы­рянского народа и попросил от правительства разреше­ния на три года учредить в Ижемской слободке учили­ще, которое выстроил на свой кошт... содержал на своем иждивении учителя Василия Смирнова и обучил до 40 крестьянских детей читать и писать». Ануфриев просил разрешения еще два года содержать школу на свой счет, а также разреше­ния посещать ее некоторому числу ненецких детей, крещеных в православную веру. В своих прошениях в пра­вительственные инстанции крестьяне добивались от­крытия в волости приход­ской школы. В январе 1834 из Архангельска в Ижму приехал директор дирекции училищ Архангельской гу­бернии Ковалевский. Но он не привез с собой ни одной копейки на содержание шко­лы в Ижме. Сельский сход обратился к крестьянам с просьбой внести пожертво­вания на содержание учеб­ного заведения. Большинст­во жителей волости с жела­нием откликнулось на этот клич, на 20 января в шну­ровую книгу было записано пожертвований на сумму 14,6 тысячи рублей. Сход решил отправить в уездное уличище (волость входила и Мезенский уезд Архангель­ской губернии) ижемского мальчика Никандра Вокуева, чтоб он, получив там об­разование, мог занять место учителя в Ижме. Спустя три года Вокуев начал учитель­ствовать в ижемской школе.
21 января 1834 года ко­локольный звон возвестил об открытии первого приходского училища - школы. На торжество собралось по­чти все население слободки. Был отслужен молебен, про­изнесены речи. За парты се­ли 11 учеников. Так было создано первое в обширном Печорском крае государст­венное учебное заведение. В то время в Ижемской сло­бодке было 120 дворов, а всего в волости, куда входи­ло 36 селений, числилось на­селения мужского пола 1975 человек. За большой вклад в дело развития грамотнос­ти среди местного населения волостной голова Иван Во­куев был награжден золо­той, а крестьянин ижемской слободки Прокопий Ануфри­ев — серебрянной медалью. Долгое время школа раз­вивалась медленно.
Лишь в 1869 году одноклассное учи­лище было преобразовано в двухклассное, а еще спустя два года при училище был открыт ремесленный класс с портняжными и сапожными ремеслами. В 1873 году при училище было открыто жен­ское одноклассное отделе­ние, в котором в 1883 году уже обучалось 40 девочек. В одноклассной школе занятия сводились к изучению «закона божьего», обуче­нию навыкам церковного пения, чтения церковной и гражданской печати и пись­ма, усвоению детьми начальных арифметических дейст­вий. В двухклассных, сверх того, сообщались сведения об истории церкви и госу­дарства. Неуклонно соблю­далось в школах требование к учащимся «вести разго­ворную речь как в школе, так и по возможности вне ее на русском языке». В «Записке Архангельского губернатора по обозрению Печорского края летом 1887 года» говорится, что в Ижемском училище обуча­лись портняжному ремеслу 19 мальчиков и 2 девочки, сапожному — 6 мальчиков, ученики для обучающих мастеров «в сущности являлись даровыми подмастерьями». В течение учебного года многие ученики покидали школу, дети вынуждены бы­ли заниматься домашней ра­ботой, в мастерских выде­лывать замшу, идти в работ­ники к сельским богачам. Одно небольшое учебное заведение не могло удов­летворить запросы волости в грамотных людях.
В 1889 году крестьянин из Ижмы А. Е. Филиппов на свои средства построил дом и от­крыл в ней школу грамоты на 10 человек, которая спу­стя два года была преобра­зована в церковно-приходскую школу. К концу столе­тия в ней обучалось 50 че­ловек. В школе учили не ду­мать, а верить, воображение преследовалось, поощрялась только память. После окон­чания Ижемского двухклас­сного училища многие годы здесь учил письму и пе­нию Василий Филиппов. Он по воспоминаниям бывших учеников любил музыку, сам пел серебристым баритоном, организовал большой хор мальчиков. Оторванность края от ци­вилизованною мира усугуб­лялась суровыми природны­ми условиями. Но, несмотря на это, учителя старались не отрываться от общест­венной и политической жиз­ни страны. В частности, в работе по созданию Печор­ской группы учительского союза наиболее активное участие приняли из Сизябска Николай Степанович Смирнов, из Ижмы - Никандр Владимирович Терен­тьев, из Мохчи Николай Александрович Бурмакин и другие. Члены союза разу­чивали с ребятами револю­ционные песни, рассказывали о первой русской револю­ции, знакомили с нелегаль­ной литературой. Они вели среди ижемских крестьян и культурно- просветительную работу, устраивали различ­ило спектакли, знакомили их с жизнью и бытом рус­ского народа.
Заметное влияние на шко­лу оказали политические ссыльные. Лучшие их пред­ставители, в частности, член Петербургского, подпольно­го комитета партии А. Е. Ва­сильев, его жена, ученица ленинской партийной школы А. И. Иванова, многие дру­гие способствовали пробуж­дению интереса и политиче­ской жизни страны у пере­довой части местной интел­лигенции и учащейся моло­дежи, оказали благотворное влияние на общественную и культурную жизнь, местного населения. В своих воспо­минаниях Васильев писал: «В селе была школа, до на­шего приезда «поработали» здесь эсеры: и взрослые уче­ники, их было 8—10 чело­век, придерживались их взглядов. Мы с Никончиком вели свою пропаганду, чи­тали слушателям К. Маркса, брошюру В. И. Ленина «К деревенской бедноте». Наши труды не пропали даром: двое учеников — Ми­хаил Попов (сын местного оленевода) и Андрей (к со­жалению, фамилию забыл) стали революционерами. Помогли они мне и в ссылке, нашли человека, через которого я смог послать письмо в ЦК за границу...». Многие выпускники ижемской школы приняли актив­ное участие в установлении Советской власти на Печо­ре. В числе их Афанасии Иванович Терентьев, которо­му удалось слушать Лени­на, в скорбные январские дни 1924 года стоять в по­четном карауле у гроба вож­дя. Продолжительное время до революции учителем в Ижме работал Анфиноген Алексеевич Терентьев, кото­рый весь свой заработок тратил на покупку книг, которыми свободно пользова­лись не только ученики, но и многие из крестьян, кто умел читать. Добротой и справедливо­стью привлекал к себе уче­ников Федор Федосеевич Филиппов. Интересно и об­разно он рассказывал о рус­ских писателях: Пушкине, Толстом, Некрасове, Чехо­ве... Он неплохо разбирался и в агрономии, в своем ого­роде выращивал овощи, при­глашал крестьян, чтобы они могли перенять что-либо для себя. По воспоминаниям красных партизан Л. М. Артеева, А. А. Рочева и Е. А. Хозяинова зимой и летом ученики школы ходили к Филиппову на дом. Это он в августе сумел предупредить организаторов первого Со­вета в Ижме, что кулаки и подкулачники в ночь на 1 августа 1918 года готовят бандитское нападение на ак­тивных сторонников Совет­ской власти. В марте 1920 года в Пе­чорском крае были восстановлены Советы. Несмотря на голод, болезни, нехватку керосина и одежды уездная партийная организация, Со­веты всеми мерами стара­лись влить в деревню жи­вительные лучи знания. Коммунисты и комсомольцы Ижмы вместе с учителями проводили работу по сбору средств в фонд народного образования, в этих целях ставили спектакли, устраи­вали субботники.
 
      
 
В 1925 году учительство уезда направи­ло на I Всероссийский съезд ижемца Алексея Васильеви­ча Филиппова. На съезде он заявил, что учительство Пе­чорского края пойдет по пу­ти, указанному В. И. Лени­ным. Филиппов многое сде­лал по развитию народного образования, в 1958 году он был удостоен звания заслу­женного учителя школ РСФСР.
 
—- Алексей Васильевич, наш учитель математики, — вспоминает выпускница шко­лы А. Я. Травина, — эле­гантный, прекрасно постав- ленным голосом при свете керосиновых ламп в Доме пионеров читал «Буревесник» Горького. Это было настолько волнующе и непо­стижимо. С 1928/29 учебного года в Ижме и Красноборе было введено обязательное на­чальное обучение.
— В моей памяти хорошо запомнился учитель — ком­мунист Ионикий Васильевич Филиппов — вспоминает ве­теран войны и труда Ф. Н. Канев из Ижмы, учившийся в начальной школе в двад­цатых годах. — Он умел вызывать не только восхи­щение величием и красотой Родины, но и стремление быть всего этого достойным. И сам он жил, точно озарен высоким и чистым светом, много выступал перед жите­лями села, рассказывал о зарождении колхозного движения в стране.
В 1931 году ижемская школа была преобразована в семилетнюю. На эту пору приходится начало трудовой деятельности в Ижме Ольги Николаевны Колодешниковой (потом она переехала в Бакур). Ее благородный труд получил высокую оцен­ку — она была награждена орденом Ленина. Педагогический коллек­тив школы много внимания обращал на воспитание у ребят высоких нравственных качеств. Учителя умело прививали своим ученикам, что подвиг прекрасен, когда со­вершается ради блага наро­да, ради светлых целей. Они словно предвидели, что именно их питомцам при­дется защищать Родину в невиданных еще сражениях, отстаивая самое прекрасное и самое справедливое на земле. Сотни самых лучших своих сыновей и дочерей проводила Ижма на защиту своей Родины, каждый второй из них пал смертью храбрых. Отдали свою жизнь в борьбе с врагом учителя Ва­силий Григорьевич и Тро­фим Савватьевич Каневы, Николай Михайлович Туисов, Геннадий Александро­вич Терентьев, Василий Иванович Оплеснин.
 
       
 
 В военные и послевоенные годы нагрузка на учителей возросла в полтора—два ра­за. Много времени учителям и учащимся приходилось затрачивать на различные ви­ды занятий, непосредствено связанные с работой школы, в частности, на за­готовку дров для школы, а также для семей погибших воинов - односельчан. Учителя помогали колхозу соз­давать запас кормов на зи­му, убирать картофель. В Ижме в зимнее вре­мя было организовано де­журство учителей и учащих­ся за колхозными телятами, вспоминает учительница Анна Николаевна Канева, которая в течение пяти со­зывов подряд избиралась депутатом Ижемского сельского Совета, — утром до занятий группа учащихся во главе с учителем ходила на ферму, после уроков — сно­ва. Раздавали телятам корм, выпускали скот на прогул­ку, чистили кормушки. Учи­теля вели различную общественную работу, были аги­таторами, уполномоченными по реализации займа.
Первый любимый учитель всегда занимает в сердце че­ловека особое место. Для многих юных ижемцев та­ким человеком стала заслу­женный учитель школ Коми АССР, кавалер ордена Ле­нина Елизавета Федоровна Никонова. Она до 65 лет ра­ботала в школе, молодые учителя учились у нее педагогическому мастерству.
 
 
 
Большой вклад в дело вос­питания внесла Анна Алек­сеевна Макарова, кавалер двух орденов «Знак Поче­та», отличник народного просвещения РСФСР. Трое ее детей, Нина, Надежда и Владимир пошли по пути своей матери, стали учите­лями. В 1952 году на базе вось­милетней школы была орга­низована средняя школа, коллектив которой с первых дней стремился теснейшим образом увязать учебный и воспитательный процессы. Первым ее директором был Кирилл Алексеевич Макаров, который умело направлял усилия учителей, чтобы они в процессе обучения вели ак­тивную борьбу за становле­ние характера подростка, за то, чтобы дети учились с ув­лечением, верили в собствен­ные силы. Школа жила полнокров­ной жизнью. Вот как вспо­минает об этом Аврора Ни­колаевна Шиханова, прора­ботавшая учителем химии и биологии в школе более двадцати лет. - В школу я пришла в 1952 году. После уроков дружно брались за работу: заготавливали дрова для школы, собирали золу, вы­возили на поля навоз, помо­гали ферме. Ребята научили меня доить коров, копнить и сгребать сено. Мы устраива­ли чудесные вечера отдыха, ставили пьесы, особенно за­помнился спектакль о Ло­моносове (в главной роли ученик Иван Чупров). С кон­цертами выступали не толь­ко в Ижемском клубе, но и в Сизябске, Мошъюге, Мохче... Классы в те годы освеща­лись керосиновыми лампами, зимой было холодно, часто занимались в пальто. В зим­ние каникулы ребята выез­жали в Ухту, летом — в го­рода нашей большой стра­ны. В школе большим автори­тетом пользовались фронто­вики-учителя Кирилл Алек­сеевич Макаров, Иван Фе­дорович Ануфриев. Андрей Васильевич Семяшкин, Петр Ионович Нехорошев. В частности, Ануфриев вел большую краеведческую работу стал основателем краеведческого музея в Ижме.
 
         
 
М.С.Рогова после окон­чания средней школы 26 лет работает радиооператором в Ижемском аэропорту, в те­чение 15 лет подтверждает звание ударника комтруда. Она пишет: «С большим чув­ством долга, уважением от­ношусь к своим учителям Марии Андреевне Ануфрие­вой, Станиславу Ивановичу Кирушеву, Льву Леонидови­чу и Марии Арионовне Маланиным, Юрию Алексееви­чу Стенину, Раисе Савватьевне Костиной. На уроках они были строги и требова­тельны, на переменах они были нам друзьями, вместе играли в волейбол и баскет­бол, играли, шутили, спори­ли.
 Э.М. Сметанина, преподаватель химии и биологии Мохченской средней школы, отличник народного просве­щения РСФСР. «Среди тех, кто привил нам самые луч­шие человеческие качества, мне хочется назвать Надеж­ду Ивановну Кирушеву. Очень нравились уроки не­мецкого языка, которые ве­ла Наталья Федоровна Артеева».
 
 
Сегодня школа — это двадцать классов-ком­плектов, размещенных в трех зданиях. Все восемнадцать кабинетов обставлены необ­ходимым оборудованием, у школы три автомашины, свой радиоузел... В школь­ных коридорах, в начальных классах, в предметных ка­бинетах много со вкусом оформленных стендов, тех­нических средств обучения. Вся «техника», весь набор вспомогательных материа­лов под рукой у педагогов. По инициативе дирекции и партийной организации школы исполком райсовета за каждым классом закре­пил в качестве шефа трудо­вой коллектив. Многие из них оказывают большую по­мощь учителям в организа­ции досуга школьников, в проведении воспитательной работы. Дирекция и общест­венные организации стара­ются не делать антрактов, не оставляют без внимания ни один случай бездухов­ности, эгоизма со стороны отдельных подростков. Все это дает знать о себе, вот уже в течение ряда лет ни один учащийся не допустил порочащий себя и школу проступок. Все учащиеся (1 сентября 1983 года за пар­ты село более 400 учащих­ся) активно участвуют в со­ревновании за социалистиче­скую сохранность имущест­ва, за образцовый класс-ка­бинет. Одно из главных направ­лений деятельности школы — соединение обучения с об­щественно-полезным тру­дом. Она проводит курс на то, чтобы прививать подро­сткам привычку и любовь к полезному труду, настояще­му, нужному обществу. Вот уже тридцать лет на лугах совхоза «Мохченский» орга­низуется лагерь труда и от­дыха, ученики школы еже­годно убирают сено с пло­щади 140 гектаров. По до­говору с совхозом учащиеся на 8 гектарах возделывают турнепс. У школы есть свое опытное поле, огород. Груп­па цветоводов под руковод­ством Р. С. Костиной около памятников райцентра вы­ращивает цветы. В течение многих лет сами учащиеся ремонтируют учебные помещения. В прошлом году 25 выпускников получили водительские права категории С, 11 — свидетельства шту­катуров-маляров. В плане — строительство типовой теплицы и кроликофермы.
 
           
 
 
 В школе работоспособный, отзывчивый на все новое коллектив, не раз отмечен­ный за отлично поставлен­ную учебу, воспитание ре­бят. К успехам этим прича­стии учитель физики и аст­рономии, отличник народно­го просвещения РСФСР Петр Ефимович Терентьев, учитель истории и общест­воведения, член исполкома Ижемского сельского Сове­та Илья Тимофеевич Чупров, учитель географии Иван Ва­сильевич Истомин, многие годы возглавляющий пар­тийную организацию школы, учитель английского языка Татьяна Александровна Терентьева, учителя начальных классов Елизавета Се­меновна Кустышева, Свет­лана Васильевна Колесова, Тамара Константиновна Со­колова, Раиса Николаевна Плоскова. Все они педагоги по призванию, школа для них второй дом и та плодо­творная нива, на которой дают богатые всходы зерна добра и знаний, посеянных ими в умах и сердцах своих учеников. Воспитанники преподава­теля математики, заслужен­ного учителя школы Коми АССР Валентины Алексан­дровны Чупровой, отмечала газета «Красное знамя», по­стоянно занимают призовые места на школьных и район­ных олимпиадах, с интере­сом занимаются в кружках и факультетах, успешно сда­ют конкурсные экзамены в вузы. В оборудованном с помощью учащихся кабине­те математики великолепный набор наглядных пособий: разнообразные геометрические фигуры из дерева, пластилина, стекла, красочные стенды... В. А. Чупровой первой в школе присвоено Звание старшего учители. Уроки учителя русского языка и литературы, отличника на­родного просвещения РСФСР Валерии Трофимов­ны Рочевой нестандартны, они прежде всего воспиты­вают. Да и сама она словно излучает тепло. Тянутся к ней ребята, любят с ней сти­хи читать, юных заражает ее одержимость, приятна ее предельная вежливость. Ведь даже с семиклассниками она на «вы», разговари­вает на равных, но не спус­каясь, а поднимая их до се­бя. Учитель должен уметь «брать в плен» учеников. Клавдия Александровна Ма­карова делает это без вся­ких усилий. Ровный спокой­ный голос, иногда говорит совсем тихо, но ребята боят­ся пропустить слово. Не за­метишь на ее уроках скуча­ющего взгляда. Все охотно учатся у нее математике и человечности. На уроках учителей рус­ского языка и литературы Надежды Кирилловны Ма­каровой, биологии Лидии Ивановны Васягиной нет скуки, на них царит дух умело разбуженного детско­го любопытства, а все пото­му, что они обладают врож­денным чувством педагоги­ки. Со стороны кажется, что связь учитель — ученик осу­ществляется непринужден­но, сама собой, почти интуи­тивно. Но за этой легкостью стоит большая, кропотливая работа над собой, над мате­риалом, над их взаимодей­ствием. Совместная работа дирек­ции, партийной, профсоюз­ной, учительской и учениче­ской комсомольских органи­заций создает творческую обстановку в учительском коллективе. Директор школы Вера Дмитриевна Рочева, способный организатор и душевный человек, нацели­вает учителей, чтобы они не только максимально точно зафиксировали знание уче­ником определенной темы или раздела, но и его отно­шение к учебе, к труду, какими усилиями, трудом (а может, и вообще без усилий) этот результат достигнут. В школе работают 36 учи­телей. Из каждых трех двое имеют высшее образование, аттестационная комиссия Министерства просвещения Коми АССР высоко оценила их труд: педагоги имеют не только отличные знания, но и умеют зажечь в сердце ученика искорку любозна­тельности и увлеченности, веру в собственные силы. Все это дает о себе знать. Ряд лет здесь уже не было отсева, изжито второгодни­чество, пятый год учебное заведение добивается полной успеваемости. Главное же здесь — каждодневно рас­тить хорошего человека, тру­долюбивого, образованного. Только за годы десятой пя­тилетки школа выпустила 235 человек. Многие ее вы­пускники стали гордостью села: именем врача Н. Л. Артеева названа больница в Усть-Усе; механизатор Н. И. Артеев удостоен звания зас­луженного колхозника кол­хоза им. Ленина; А. И. Канев, много лет бывший ко­мандиром вертолета, награ­жден орденом Трудового Красного Знамени; телятни­ца Ижемского отделения совхоза «Мохченский» А. И. Канева удостоена звания за­служенного работника сель­ского хозяйства РСФСР и Диплома Почета ВДНХ; многими боевыми орденами награжден В. И. Филиппов, ныне генерал-лейтенант, начальник политуправления Дальневосточного военной округа; В. Г. Истомина на конкурсах мастеров машинного доения в районе и республике не раз занима­ла первое место, избира­лась членом бюро райкома КПСС; В. В. Логинов стал крупным инженером, в Си­бири строит мосты; И. И. Тимонин, зам. председателя Коми филиала Академии наук СССР; большой вклад в дело развития сельского хозяйства района внес А. И. Тимонин, кавалер ордена Трудового Красного Знаме­ни. Среди выпускников есть ученые, учителя, врачи, инженеры, специалисты сель­ского хозяйства, офицеры Советской Армии и Флота, партийные и советские ра­ботники, мастера спорта СССР. Выполняя исторический ленинский декрет о ликвида­ции безграмотности среди населения РСФСР, приня­тый в декабре 1919 года, во­оружившись решениями XXVI съезда партии и июнь­ского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, школа усилила забо­ту об идейно-нравственной, трудовой закалке молодежи, формируя у каждого учени­ка высокие качества граж­данина социалистического общества. ... В школу пришел перво­классник. Новый, заманчи­вый мир открывается перед ним. Каждый день в школе — это приобщение к откры­тию, это обогащение ума, чувств, воспитание воли и характера. И каждый выпу­скник, вступающий в боль­шую жизнь, говорит: «Спа­сибо, учитель! Спасибо, шко­ла!».
 
Никон ХАТАНЗЕЙСКИЙ 1983 г.