Братенкова Татьяна Александровна

Братенкова Татьяна Александровна, после окончания Коми государственного педагогического института, с 1978 года работает в Ижемской средней школе в должности учителя английского языка. Общий педагогический стаж —31год.

Братенкова Т. А. обладает хорошей теоретической и методической подготовкой по предмету, демонстрирует свободное владение иностранным языком, может использовать разнообразные языковые средства на решение одной и той же речевой задачи. Правильный выбор форм и методов обучения, а также внедрение в образовательный и воспитательный процесс инновационных технологий, обеспечивают в работе учителя высокие результаты обучения. Уроки Татьяны Александровны отличаются продуманностью, логической последовательностью, завершенностью отдельных этапов по усвоению учебного материала, всегда интересны и разнообразны, хорошо оборудованы.

Заслуживает внимание опыт проведения Братенковой Т. А. уроков - бесед с использованием разнообразных приёмов активизации деятельности учащихся и вовлечение их в процесс иноязычного общения, при этом работа организована на основе личностно — ориентированного подхода.

Информационно-коммуникационная технология является неотъемлемой составляющей ее уроков.  Свои авторские работы Татьяна Александровна не только активно использует в работе, но делится опытом с коллегами района, республики (на республиканской конференции в Коми пединституте, на выставке «Школа-2007», где получила диплом II степени), России (на портале http://pedsovet.org/).  У нее имеется свой сайт  http://brater.ucoz.ru/ , который является одним из средств дистанционного обучения.

Братенкова Т.А. является инициатором и членом рабочих групп многих инноваций в школе. Как победитель школьного конкурса «Мастер-классов - 2009», в этом году она – председатель жюри и организатор такого же проекта. Братенкова – эксперт республиканской комиссии по проверке работ участников ПНПО. Ученики Татьяны Александровны, так же, как и учитель, активны во всех сферах школьной жизни. Они успешно выполняют школьные проекты, активны во внеклассных мероприятиях.

Систематическая подготовка одарённых детей к участию в школьных, районных олимпиадах и конкурсах, развитие их творческой активности дает хорошие результаты. Её ученики успешно обучаются в очно-заочном лицее для одарённых детей из сельской местности. Ученики Братенковой ежегодно побеждают на муниципальном этапе олимпиады.

Результатом работы являются хорошие знания учащихся на контрольных  работах,  при  государственной  (итоговой)  и  промежуточной аттестации учащихся.  Её воспитанники поступают и успешно обучаются в вузах на факультете иностранных языков в Коми государственном педагогическом институте.

Братенкова Т. А. является руководителем районного методобъединения учителей английского языка, проводит методические совещания, открытые уроки, внеклассные мероприятия для учителей района, которые получают высокую оценку коллег.

Татьяна Александровна является хорошим наставником молодых специалистов. Учитель постоянно повышает свой профессионально - методический уровень через самообразование, курсы повышения квалификации.

Братенкова Т. А. являясь классным руководителем, умело строит работу, как с учащимися, так и с родителями. Её воспитанники активные участники школьных и районных мероприятий. Классным руководителем организована работа по предупреждению правонарушений среди учащихся.

Татьяна Александровна скромна, отзывчива, общительна, доброжелательна, ответственна. Она пользуется заслуженным уважением среди учащихся, родителей и коллег.

Братенкова Т. А. за свою работу награждена нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации», почётной грамотой Ижемского района и грамотой Министерства просвещения Коми АССР, имеет благодарности от администрации школы.

Школа с английским акцентом

Уж нет привычки на Руси — ночами слушать Би-би-си
Осенью 2007 года в селе Ижма несколько дней работал журналист английского телеканала Би-би-си Ник Старди. В ходе съемок документального фильма он несколько раз встречался с учащимися Ижемской средней школы. Британского телевизионщика интересовало, как молодое поколение северян воспринимает проводимые в стране реформы, в том числе в образовании.
На одной из таких встреч пользу от общения с журналистом решили извлечь и ижемские одиннадцатиклассники. Они попросили Ника побеседовать с ними на английском. Но переход с языка Пушкина и Гоголя на язык Диккенса и Шекспира в первые минуты совсем не заладился. Сидевший рядом со мной паренек шепотом признался: «Слова вроде бы все известные, а общий смысл не доходит».
Именно тогда ребята получили наглядный урок того, какое значение в изучении иностранного языка имеет так называемое «аудирование», то есть понимание речи на слух. Можно хорошо знать лексику и грамматику иностранного языка, но при этом совершенно не владеть разговорной речью. Лучшим условием аудирования служит, конечно, языковая среда. Однако где в Ижме найти собеседников для общения на чистом английском?


Слушай, Таня, «вражьи голоса»


Учитель английского языка Ижемской школы Татьяна Братенкова вспоминает о том, как решалась проблема аудирования в советское время, когда училась она сама.
— В то время хороший английский можно было услышать разве что в записях «Битлз» или других англоязычных групп, — рассказывает Татьяна Алексеевна. — А однажды учительница, заметив мой интерес к языку, посоветовала: «Слушай, Таня, Би-би-си». Тогда я пришла к отцу и попросила его «по транзистору» найти эту радиостанцию. Он был страшно возмущен — чему, мол, учат детей в школе? Ведь Би-би-си — это «вражий голос», как считалось тогда.
В те годы была в ходу поговорка: «Есть привычка на Руси — ночью слушать Би-би-си». Ночью — потому что страна отгородилась от мира «железным занавесом». Существовали не только политические, но и культурные, языковые барьеры.
Сегодня ситуация совсем иная. Причем — даже в сельских районах, считает Татьяна Братенкова. Несмотря на отдаленность Ижмы от так «называемых культурных центров», современные средства коммуникации позволяют ижемским школьникам быть в курсе всех веяний англоязычной языковой моды. Многие ребята северной глубинки имеют домашние компьютеры и самостоятельно общаются со сверстниками по всему миру.
Но во-первых, компьютеры есть не у всех школьников. Во-вторых, между «классическим английским» и тем, что иногда звучит в «Скайпе», разница порой такая же, как между древнекитайским и суахили.
Вот почему вопрос аудирования «настоящего» английского до недавнего времени оставался в Ижемской школе очень актуальным. «Поставить» школьникам хороший разговорный английский могло бы современное оборудование. Увы, в свое время, в рамках нацпроекта «Образование», эту задачу решить не удалось. А приобрести дорогостоящее оборудование за счет бюджетного финансирования пока не слишком реально.


Где тонко, там не рвется


Решить эту проблему Ижемской школе удалось лишь с помощью нефтяной компании ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».
— Фактически с 2006 года в районе действует отлаженная система сотрудничества с компанией «ЛУКОЙЛ-Коми», работающей на нашей территории, — говорит исполняющая обязанности главы района Любовь Терентьева. — Механизм этого сотрудничества реализуется через систему ежегодных соглашений. Все они ориентированы на решение проблем социальной сферы. Проще говоря, там, где не хватает муниципальных средств, помогают нефтяники. И основное внимание при этом уделяется детям, их здоровью, образованию, развитию и подготовке к взрослой профессиональной деятельности.
Директор Ижемской школы Елена Пудкова подробно рассказала о том, как складывалось сотрудничество школы и компании:
— Несколько лет назад в рамках соглашения о сотрудничестве школе выделили 150 тысяч рублей на ремонт помещений. Ремонт и в самом деле был необходим. Но мы понимали, что еще важнее — создание в школе условий адаптации выпускников к взрослой жизни. Я обратилась к руководству компании и попросила разрешить нам использовать выделенные деньги на покупку автомобиля для автодела. Согласие было получено. И мы, приобретя необходимую технику, сумели быстро организовать в школе подготовку водителей. Для села это имеет огромное значение. Ведь за обучение в автошколах приходится платить большие деньги.
– Благодаря этому только в нынешнем году 13 школьников получат возможность, достигнув совершеннолетия, сдать на права, – продолжает Елена Пудкова. – А в предыдущие годы мы готовили и по три десятка «автомобилистов». С такой подготовкой ребятам после школы гораздо легче служить в армии, проще найти работу.
Впрочем, не осталась школа и без ремонта. Компания еще раз выделила Ижемской школе 150 тысяч рублей на ремонт классов и внеклассных помещений. На эти средства была построена и оборудована школьная столовая, раздевалка, приобретена мебель, сделан косметический ремонт.


Как потратить миллион?


А в конце 2010 года руководство ЛУКОЙЛ-Коми приняло решение выделить Ижемской школе 1 миллион рублей на приобретение нового оборудования.
Как потратить миллион, решали сами педагоги. На «нефтяные» деньги решено было приобрести две интерактивные доски, оборудование для кабинета математики. И, конечно, современный лингафонный кабинет для изучения английского, который окончательно решил бы проблему аудирования.
— Кабинет включает в себя мультимедийный проектор, интерактивную доску, а также 16 ученических компьютеров, — рассказывает Татьяна Братенкова. — Оборудование «выдает» очень чистый звук, и мы можем слушать английскую речь фронтально, то есть все вместе, а также работать индивидуально, в наушниках. Дети теперь действительно погружены в стихию языка. Им станет гораздо легче изучать его в вузах, применять в жизни и на работе. Готовясь к профессиональной деятельности, наши школьники изучают английскую клавиатуру, учатся печатать на этом языке, грамотно излагать свои мысли.
По словам Татьяны Братенковой, новое оборудование заметно подхлестнуло интерес сельских ребят к изучению иностранного языка и культуры. Сама современная техника будит этот интерес. Ведь та же интерактивная доска — это не просто поверхность для написания скучных правил, а настоящая дверь в бесконечное информационное пространство. Отсюда — всплеск интереса ребят к англоязычным сайтам, к Facebooke, другим формам общения в Интернете.
Кстати, совсем недавно в рамках декады языков в школе прошел конкурс на умение понимать иноязычную речь. Выиграла его ученица 11 класса А. Артеева. А сам конкурс, считает Т. Братенкова, зафиксировал возросший уровень подготовки школьников в изучении английского.
— Конечно, такой же высокий технический уровень преподавания необходим сегодня и для физики, и для математики, и для русского языка, — говорит директор школы Елена Пудкова. — От нас, педагогов, нынче требуют внедрения самых передовых технологий преподавания, которые позволяли бы и в сельской школе готовить школьников, способных конкурировать с выпускниками сильнейших городских школ республики. Но нельзя внедрять эти технологии, не имея современной техники и оборудования. Очень здорово, что это понимают сегодня не только педагоги, но и наши помощники-нефтяники.
Виктор СЕМЕНОВ.   /20.05.2011/

Газета "Трибуна"

http://www.tribuna.nad.ru/modules/news/article.php?storyid=7543