Георгий Кузнецов
Ответы на эти вопросы ищут ученики лишь в одной школе страны. Но не в справочнике, а на нетрадиционных уроках физики, которые проходят на далеком Севере, в одной из школ Республики Коми. Подобного рода уроки проводит учитель физики Ижемской средней школы Георгий Кузнецов. На республиканском конкурсе в Сыктывкаре, по словам одного из членов жюри Марии Кузьбожевой, не было никаких сомнений в победе учителя физики Георгия Кузнецова: «Потрясающая интуиция, широкий кругозор, внутренняя культура, великолепное владение учебным материалом, огромная любовь к малой родине Ижме и ее традиционной культуре дали блестящую победу в конкурсе». 
В том, что учитель высшей категории, имеющий 24-летний стаж работы, Георгий Фридрихович достойно сразится в педагогической битве и получит почетную ленту победителя, не сомневались и его коллеги. Ведь в профессиональной карьере он имеет свой педагогический почерк, создал уникальную авторскую методику преподавания, умело соединяет теоретические и практические направления урока. В рамках профильного образования разработал и апробировал несколько спецкурсов. Охотно делится своим опытом на семинарах учителей. Разработки публикует в образовательном портале «Сеть творческих учителей». Одна из его презентаций широко обсуждается и применяется в российских школах. 
- Уроки Георгия Кузнецова в полном смысле этого слова - авторские, неповторимые по глубине познания и атмосфере, - говорит его коллега, руководитель школьного методобъединения учителей физики, математики и информатики Эмилия Братенкова. - Неординарный педагог, можно сказать даже самобытный, активно использует в своей работе современные информационно-коммуникативные технологии, мультимедийную аппаратуру, интерактивные плакаты. Его конек в учебном процессе - национальный региональный компонент. Творчески мыслящий педагог, широко используя межпредметные связи, этнокультурный компонент, делает учебный процесс и ярким, и увлекательным. Для повышения эффективности, чтобы лучше освоили и запомнили материал о «сухих» формулах, сложных физических явлениях, в своих презентациях приводит доступные примеры, сравнения из повседневной жизни. Каждый элемент его сценического урока четко продуман. Уроки Георгия Кузнецова развивают познавательную активность учащихся, их смекалку, наблюдательность, расширяют кругозор. Учитель физики помогает найти в любом предмете уникальную многозначительность. Такие занятия прочно остаются в памяти ученика. Доступность в изложении изучаемого материала позволяет добиться хороших результатов в обучении. Его ученики становятся призерами олимпиад. Многие идут по его стопам, выбирают профессию учителя.
В выборе профессии сам Георгий Фридрихович даже не сомневался.   Его мама, Агния Андреевна, была учителем в начальных классах в Няшабожской средней школе. Какое-то время пришлось преподавать труд и физкультуру в сельской школе и отцу, Фридриху Ивановичу, воспитателю пришкольного интерната. В припечорском селе Няшабож, которое расположено на берегу реки Печоры, были судоверфи. Строили баржи для Печорского пароходства. Местная ребятня много времени проводила там. Многие мальчишки мечтали на пароходах бороздить водные просторы. Заветная мечта Георгия сбылась. Армейскую закалку получил на флоте. Потом учеба в Сыктывкарском педагогическом институте на физико-математическом факультете. Дипломированного специалиста отправляют работать в Сизябскую школу. Здесь молодой педагог и познакомился со своей  второй половинкой. Его жена, Мария Валериановна,  тоже из учительской династии. Теперь уже на физико-математическом факультете учится дочь Лариса. Так что общий педагогический стаж династии Кузнецовых более ста лет. 
- В жизни я вытянул счастливый билет, - делится «звездный» педагог.  - Я влюблен в свою профессию. А раскрывать педагогический потенциал и уверенно шагать к вершинам олимпа помогает семья, мой надежный тыл. 
- Не секрет, что физика для многих учеников трудный и скучный предмет, - признается педагог. - Язык формул, законов и аксиом понятен далеко не всем. Стараюсь приблизить науку к реальной жизни. Тогда физика становится предметом довольно простым для восприятия. Ведь одно дело, когда ты с помощью привычного набора школьных приборов просто повторяешь наглядный опыт, изложенный в учебнике, и совсем другое, когда ставишь эксперименты, связанные с повседневностью. Поэтому используем на уроках нечто родное, близкое и понятное - национальный региональный компонент. И кабинет физики превращается в творческую лабораторию. 
Ижма - край самобытной культуры. Испокон веков ижемцы осваивали бескрайние просторы тундры и занимались оленеводством, промышляли охотой и рыболовством. До сих пор используется национальная одежда женщин - ижемские сарафаны. А в лютые морозы ижемцы надевают малицу и ходят в красивых узорчатых пимах. С широким размахом отмечают и национальные праздники. Один из них - Луд. Он проходит в канун Иванова дня, в начале июля, перед выходом на сенокос. Большинство элементов праздника основаны на древних мифологиях и этнографических сюжетах.  Обязательным является проходка через ижемские ворота. Внешне выглядит как грандиозное массовое красочное шоу в национальных костюмах. 
Одну из своих конкурсных работ Георгий Кузнецов посвятил этому национальному празднику. 
Как происходит распределение тепла внутри национальной одежды - малицы, - воспитанники Кузнецова на «отлично» освоили. В малице тепло даже в самые лютые морозы, несмотря на то что она снизу открыта. Дело в том, что воздух поднимается вверх, и чтобы он не уходил, наши смекалистые предки придумали для малицы капюшон с тесемками.
- Благодаря форме, напоминающей конус, чум имеет центр тяжести и обладает большой устойчивостью при метелях и сильных ветрах, - отвечают ученики Кузнецова. И продолжают: - Небольшая масса и большая площадь опоры помогают северным оленям передвигаться легко по снежной целине, не проваливаясь. 
Чтобы закрепить и обобщить пройденный материал, Георгий Кузнецов нетрадиционный урок проводит в туристическом чуме, который находится в селе Сизябск. На таких уроках класс как единый организм. Даже в самых ленивых учениках пробуждается интерес к изучению предмета. Ижемские школьники в чуме пробираются сквозь дебри таинственной физики, окунаясь в мир традиций. «Вот это здорово и как эмоционально!» - с завистью говорят ученики других школ. 
- Мне, как педагогу, хотелось бы, чтобы молодое поколение, постигая азы точной науки в круглых стенах чума, осмысливали себя носителями традиционной культуры своего народа, - резюмировал Кузнецов. 
Соседи ижемцев - устьцилемы - проводят традиционные соревнования лошадей-тяжеловозов. Чем не иллюстрация для темы «Мощность» на уроке физики? Во время соревнований лошади тянули сани с грузом в одну тонну. Используя данные о коэффициенте трения между древесиной и снегом и времени движения, смогли рассчитать мощность лошади. Оказалось, мощность одной лошади равна примерно пятнадцати-шестнадцати лошадиным силам. А мощность атлета, который занимается в клубе силачей «Пера», - более одной лошадиной силы. 
В сентябре 2010 года самолет 
ТУ-154 совершил аварийную посадку в селе Ижма, и благодаря начальнику вертолетной площадки обошлось без человеческих жертв. Мгновенно разлетелась эта новость по стране. Но и тут смекалистый учитель Кузнецов не подкачал. Включил в уроки ряд задач, связанных с полетом этого лайнера. Школьникам было интересно, зная посадочную скорость самолета и длину посадочной полосы, высчитывать ускорение «тушки» при посадке. Потом рассчитывали длину разбега и ускорение при взлете, время полета от Ижмы до ближайшего города Ухты. 
Много примеров применения законов физики школьники находят в сельском строительстве. Например, почему дует из-под пола и как утеплить дом. А одну из конкурсных работ Кузнецов посвятил постройке домов в ижемских климатических условиях. 
Ижемские школьники хорошо запомнят урок физики, где говорилось о «баллистике». И тут Кузнецов сумел заинтересовать своих воспитанников. Физику совместил с историей. Объясняя материал, в презентации привел яркие «картинки» из Курской битвы - самого «механизированного» сражения Великой Отечественной войны. 
А поскольку тема еще и патриотическая, то учитель, повествуя о выучке и доблести наших солдат, спел песню военных лет, сопровождая игрой на гитаре. 
«И швец, и жнец, и на дуде игрец» - так говорят сельчане о Кузнецове. Свой творческий талант сполна реализует и на сцене сельского Дома культуры. Ни один праздник не обходится без супругов Кузнецовых. Глава семьи и на гармошке сыграет, и  на гитаре, если надо, и станцует. 
С приходом весны у сельского педагога прибавляется забот. Кому огород вспахать, а кому и печки класть. Да легко! У опытного педагога ловко в руках играет и любой плотницкий инструмент. Дом построил своими руками, конечно же, в полном соответствии с законами физики. 
- Печи кладу уже около пятнадцати лет, - с гордостью отмечает Кузнецов, мастер печных дел. - На моем счету уже около двухсот печей. Кирпичная печь в доме не только источник тепла, но и своего рода пылесос и кондиционер. Вытягивает пыль и очищает воздух. Известно, для горения требуется воздух, который поступает в печь из комнаты. Таким образом происходит проветривание помещения. Кроме того, кирпичная печь поддерживает в комнате определенную влажность, а также вследствие движения по каналам горячих газов печь электризуется. В результате чего притягивает к себе взвешенную в воздухе пыль, - со знанием дела говорит сельский мастер. - Знание законов физики помогает понять процессы, происходящие при топке печей, и использовать как дополнительный материал при изучении физических явлений. Сложу  отопительно-варочную печь, с водяным отоплением, а также и камины. Проверенные временем печи - «голландки», «шведки» у сельчан пользуются особым спросом. 
Хорошего печника нынче днем с огнем не сыщешь - профессия стала редкой. А печки, сделанные Кузнецовым, способны вызывать зависть любого профессионала. 
Изобретательный и увлеченный, яркий и неординарный... Фотография Георгия Кузнецова размещена на стенде «Лучшие по профессии», который открылся в столице Коми - Сыктывкаре. 

Ижма, Республика Коми, 
фото автора