Не забыть мне родную школу

1963-64 учебный год, 7 класс Ижемской средней школы. Слева направо первый ряд учителя А.Н. Шиханова, А.Ф. Тырданова, А.Г. Торопов, К.И. Терентьева, Р.П. Куколыцшова, Н.И. Кирушева.

 

Школьные годы... Они полностью соответствуют строчкам всем известной песни: «Школьные годы чудесные, с дружбою, с книгою, с песнею. Как они быстро летят, их не воротишь назад. Разве они пролетят без следа. Нет!!! Не забудет никто никогда - школьные годы». Не забыть нам родную школу, куда мы бежали каждое утро, подни­мались по лесенке знаний. Учителя... Их было несколько, но каждый чем-то запомнился, оставил в памяти свой след, кого-то вспоминаю часто с тепло­той, кого-то чуть меньше, реже, но все они навечно остались в моей памяти.

В 7 лет в 1955 году я поступила в Ижемскую среднюю школу. Помню, важно сходила в роно (какая смелость!) выяснить, почему я определена в но­левой класс. Мне вежливо объяснили, причина, что не посещала детский сад. Но я не жалею ничуть, что лишний год училась в школе, сумела выйти в люди, как говорят в народе.

Моей первой учительницей была Мария Андреевна Ануфриева (мать директора Ижемского краеведческого музея Т.И. Новиковой), добрая, ласко­вая, красивая - такой она мне запом­нилась. К сожалению, после первого года обучения ее перевели заведующей в детский сад.

 В первый класс пришла новая учительница. Она была одета в модный темный костюм с белым ажур­ным воротничком, особенно запомни­лись хромовые блестящие сапожки со скрипом, очень популярные в те вре­мена - Ксения Ивановна Терентьева. Она принесла в класс новое вдохновение. Мы дружно прошагали по школь­ной тропинке с ней 7 лет. В истории Ижемской школы такие случаи еди­ничны, когда учительница началь­ного класса в 5 классе назначается классным руководителем. Окончив заочно пединститут, Ксения Иванов­на начинает преподавать русский язык и литературу. Она с первых учеб­ных дней пользовалась большим ав­торитетом. Я считаю, в младших клас­сах учительница, в каком-то роде, за­меняет мать детишкам. Доброжела­тельное, ласковое отношение полностью располагало меня к ней. Ее слова для меня были, как закон. С младших клас­сов я полюбила русский язык, а с 5-го под преподаванием Ксении Ивановны знания углублялись, расширялись. Я знала биографии классиков, их произ­ведения. Моим любимым поэтом был А.С. Пушкин. До сих пор наизусть знаю отрывки из поэмы «Евгений Онегин», стихотворения «Осень», «Зима», «Весна» и т.д. Сочинения были одним из любимых видов заданий. Употреб­ляла в них эпитеты, сравнения, ме­тафоры, синонимы, антонимы, эпиг­рафы, эпилоги, часто в стихотворной форме.

Ксения Ивановна, как классный руководитель, много времени уделяла организации досуга учащихся во вне­урочное время. Часто мы выпускали стенгазеты, здесь я научилась сочинять сатирические куплеты. Класс был ак­тивен в школьных смотрах художе­ственной самодеятельности. Классный руководитель организовывала вечера с чаепитием, с обязательными беседа­ми о культуре поведения или как вести себя в гостях, в общественных местах, как правильно сервировать стол и че­ствование именинников. Ксения Ива­новна старалась воспитывать дружбу, коллективизм, хотя это непросто дава­лось. Класс был мальчишеский, бой­кий, в течение года прибывали нович­ки. Девочки - тихони, скромняги.

За­мена классного руководителя в связи с переездом учителя-филолога оставила глубокий след во мне. Всякие переме­ны действуют на психику ученика, кому в лучшую, кому в отрицательную сторону. Я очень переживала разлуку с любимой учительницей, часто плака­ла дома, мне не хватало ее советов, ма­теринского тепла, доброты, ласки. Я не скажу, что Нина Васильевна Чупрова, продолжавшая учить нас русскому язы­ку в 8 классе, учила хуже. Она прекрас­но давала знания, к тому же много лет была замечательным библиотекарем в школьной библиотеке, которую я ре­гулярно посещала. Но, наверно, из-за какого-то стресса, я до сих пор слабо знаю синтаксис, который учили в 8 классе, где поставить двоеточие, тире, точку с запятой. Подводил он меня и в педучилище. Преподаватель Анна Алексеевна Полякова всегда хвалила, вос­хищалась моими сочинениями, в них были хорошие вступления, заключения, но каждый раз я за содержание получа­ла «пять», за грамотность - четыре (из-за знаков препинания). Большой авто­ритет Терентьевой имел место и когда я начинала первые шаги педагогичес­кого труда в родной школе. Наблюдая за мной в первые дни, учительница со стажем Павла Филимоновна Суворова задала мне вопрос - тебя не Ксения Ивановна учила? Услышав «да» он от­метила, что все мои движения, жесты, мимика похожи на мою первую учи­тельницу. Я подражала ей, сама того не зная и не замечая.

В восьмой класс пришла новая классная руководительница Антони­на Васильевна Ларионова (Горева) -математик. Я относилась к ней непло­хо. За один год обучения, возможно, я не успела привыкнуть, понять ее. Мальчишки были без ума от нее, влюбились по уши: молодая, модная, часто провожали ее домой, несли по очереди сумку. Плюс ко всему я к ма­тематике относилась с холодком, не увлекали ни цифры, ни числа, ни вы­числения...

В пятом классе азы царицы наук начинала нам учить старейшая, ум­нейшая учительница Вера Христофоровна Фадеева. Она была очень пун­ктуальна, никогда не опаздывала. Уроки строила плотно, никогда не пе­реходила разговорами на другие темы, ни одной свободной минуты. Еще в дверях, поздоровавшись, объявляла растягивая: «У-у-устный счёт» - первый этап ее урока.

Продолжала учить математику Алевтина Федосеевна Тырданова. Молодая, привлекательная с больши­ми выразительными глазами, с кра­сиво уложенными волнистыми воло­сами. Обладала прекрасной речью, объяснения приводила четко, ясно. Она одновременно руководила учеб­ной частью в школе - была завучем.

Школой руководил Николай Геор­гиевич Шиханов, а его дочь, Аврора Николаевна, была учительницей био­логии и химии. У нас преподавала анатомию, химию. На уроке всегда со­ответствующая атмосфера к получе­нию знаний. Знания получали проч­ные, твердые. Поступающие в вузы не имели провалов, ответы были уверен­ные, грамотные. Приведу слова Шихановой из буклета Н.К. Хатанзейского «Светлой дорогой знаний», опублико­ванного к 150-летию Ижемской шко­лы (в 1984г.): «В школу пришла в 1952 году. Классы в те годы освещались ке­росиновыми лампами, зимой было холодно, часто занимались в пальто. Ребята научили меня доить, копнить и сгребать сена. Мы устраивали чудесные вечера отдыха, ставили пье­сы, особенно запомнился спектакль о Ломоносове - в главной роли ученик Иван Чупров. С концертами высту­пали не только в Ижемском клубе, но и вСизябске, Мошъюге, Мохче...».

В первой половине 50-х годов в Ижму приезжает чета учителей Маланьиных. Лев Леонидович стал препо­давать математику в старших клас­сах. Мария Арионовна - биолог. В пя­том классе у нас ботанику учила. Оба­ятельная, всегда подтянутая, одета со вкусом, с речью, журчащим как ру­чей, она вводила нас в мир флоры образным рассказом с показом все­возможных таблиц, других нагляд­ных пособий. Никогда не повышала голос, могла увлечь любого ученика беседой о самых простейший расте­ниях. О них она рассказывала с лю­бовью, как о своих питомцах. До сих пор я помню названия соцветий: ко­лос, метелка, зонтик, кисть и т.д. В 1962 году они переезжают в Сыктыв­кар.

Поступив в Сыктывкарское педу­чилище после 8 класса, 1 сентября в расписание была включена пара уро­ков по анатомии. Когда учительница вошла в класс, я сразу узнала Марию Арионовну. При знакомстве она вни­мательно обвела взглядом учащихся и глаза остановились на мне. На пер­вый вопрос «Что изучает анато­мия?», заглянув в журнал, вызвала меня. В перерыве подошла ко мне и у нас пошел задушевный диалог об Ижме. Маланьин был назначен ди­ректором училища. Студентов, опоз­давших после каникул на учебу, вы­зывали в дирекцию «на ковер» с объяснениями. Узнав, что студенты из Ижмы или района, Лев Леонидович говорил, что ижемцев, наверно, подвела погода или транспорт (часто самолеты прилетали не по расписа­нию), и не лишал стипендии.

Начальные сведения по физике по­лучили от Анатолия Владимировича Жебова. Молодой, не имея опыта, он очень старался заинтересовать нас. Да­лее физику в 7 классе преподавала Ва­лентина Александровна Шехонина (Чупрова), тоже начинающий педагог. Молодая, энергичная. У нее были длин­ные волосы. На уроки она их уклады­вала в большой красивый узел. Вален­тина Александровна много сил отда­вала общественной работе, была ком­сомолкой. Особенно запомнились ве­чера отдыха. Я за всю свою жизнь не видела такую задорную плясунью: небольшого роста, она лихо зажигала танцем всех присутствующих.

В 8 классе продолжали получать знания по физике от молодого педаго­га Петра Ефимовича Терентьева, бе­зумно влюбленного в свой предмет (не знаю, как думают одноклассники, я пишу свое мнение). Он старался, чтобы мы также полюбили физику, как он сам. Мы всегда с нетерпением ждали оценки за самостоятельные, проверочные, лабораторные работы. Часто они были с плюсами, минусами. Получив ученик три стремя минусами, был очень доволен, главное, не двойка. Вначале 60 годов в стране стала популярной игра КВН. Этоу игру организовывали и в сельской глубинке, в нашей Ижме, в Доме пионеров. В роли ведущего был Петр Ефимович. Вел игру интересно, с душой. Вечера отдыха с КВН запечатлелись глубоко в моей памяти.

В 6-7 классах зоологию преподавала Римма Поликарповна Куколыцикова. Уроки сопровождались эмоциональными живыми рассказами по таблицам, картинам о рыбах, парнокопытных, безпозвоночных, землеводныхи т.д. Постепенно из урока в урок мы узнавали, что фауна - интереснейший мир животных. Знания по зоологии мне очень помогли на лекциях, зачетах, экзамене при получении высшего образования в пединституте.

С географией страны и наших соседей нас знакомила Ироида Васильевна Семяшкина. Историю - супруги Кирушевы. Надежда Ивановна, как многодетная мать, воспитывала в нас человеческие качества: честность, порядочность, справедливость, скромность, доброту. Станислав Иванович - мой кумир - учитель, директор, который принимал меня на работу в школу. Диалог начал так: «Да, быстро летит время, кажется, только что сидела за партой на моем уроке, а сейчас я слышал, что уже сменила фамилию...». Любовь к истории привил мне именно он. Я никогда не боялась контрольных, самостоятельных работ, зачетов, экзаменов по этому предмету. Всегда перед глазами стоял умнейший, один из любимых педагогов, как будто давал напутствие мне на правильный ответ. А на трудовой ниве нас много связывало по внеклассной работе. С молодости он слыл талантливым организатором детского коллектива. Многому я научилась, переняла у него, как в Ижемской средней школе, так и в коррекционной школе-интернате и сама стала неплохим организатором внеклассной работы.

Родной язык преподавала Анна Осиповна Артеева. Мне нравилась литература на коми языке. С удовольствием прочитала роман «Кык друг» Я. Рочева, стихи поэтов И. Куратова, В. Савина, А. Ванеева, Г. Юшкова, а басню М. Лебедева «Самовар» я декламировала на конкурсе чтецов.

Еще об одной учительнице продолжу рассказ - о Полине Ивановне Дуркиной. Она вела уроки труда для девочек. Она приучала к тому, что очень важно и нужно в жизни: шить, делать заплатки, штопать носки, вышивать, вязать крючком, от нее же мы узнали азы кулинарии. Очень полюбила шить на швейной машинке. Узнав об этом, бабушка, накопив денег, сэкономив немного, купила мне подарок - швейную машину. Она работает до сегодняшнего дня, ее существованию 50 лет. Иногда сажусь строчить на ней, это очень успокаивает нервы. Я очень благодарна Полине Ивановне, которая учила полезным вещам. Между нами сохранилась связь до сегодняшнего дня. Невзирая на возраст (на 25 лет старше меня), она изредка навещает меня, приносит рисунки вышивок, выкройки. Мы ведем задушевный разговор с воспоминаниями.

Учителя музыки часто менялись, иногда вообще не было этого предмета. Оглядываясь назад, можно сказать, музработники в нашем селе были единицы. В 5-6 классах уроки пения вел Глеб Васильевич Семяшкин, талантливый музыкант, самодеятельный композитор. Может, я повторюсь о его деятельности, но, по-моему, о таких людях можно говорить без конца, ценить его талант и рассказывать из поколения в поколение. Он тщательно подбирал голоса в школьный хор, который славился на выездных концертах, в районных смотрах художественной самодеятельности. Он привил мне любовь к музыке.

В старших классах музыку преподавал Марат Петрович Мяндин. Надо отметить, что каждый музыкант имеет свой почерк. Он песни подбирал более современные, подвижные, различные. Навсегда запомнилась веселая песенка «Карамба».

Надо отметить еще, что я была большой активисткой во всех внеклассных делах, а это и сбор золы, макулатуры, металлолома, изготовление торфоперечных горшочков, участие вхудожественной самодеятельности. Я помню почти всех вожатых, которые руководили пионерской дружиной и вовлекали в разные полезные дела. Это Роза Семеновна Исакова, Тамара Яковлевна Романова, Вязова Валентина Федоровна. Эта работа впала мне в душу еще с детства. Может поэтому больше 20 лет работала вожатой, организатором внеклассной работы.

... В школу пришел первоклассник. Новый заманчивый мир открывается передним. Каждый день в школе-это приобщение к открытиям, это обогащение ума, чувств, воспитания воли и характера. И каждый выпускник, вступающий в большую жизнь, говорит: «Спасибо, учителя! Спасибо, родная школа!».

Ольга Шаткова, с. Ижма. Фото предоставлено автором.

 Перепечатано из газеты "Новый север" от 18.08.2010 г.